\n\n
Генералова\nСветлана Николаевна,\nвоспитатель
\n\n
\n\n
МБ ДОУ\n«Детский сад №12», г.Новокузнецк, Кемеровской обл.
\n\n
\n\n
«Экологическая тропинка, как средство формирования\nэкологической культуры дошкольников»
\n\n
Пояснительная записка
\n\n
В\nдошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую,\nэстетическую, оздоровительную функцию. Основные критерии выбора маршрута и\nобъектов экологической тропы- включение как можно больше количества\nразнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для\nдошкольников. Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих\nи культурных растений, микроландшафты разных природных сообществ, клумбы,\nогороды. Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и\nвоспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные\nприродные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором\nдошкольники получают информацию об этих объектах. Экологическая тропа\nрассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута\nучитывается доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.\nТематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от\nцелей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по\nэкологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки\nориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них\nразвиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство\nпрекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
\n\n
Основные\nхарактеристики экологической тропинки
\n\n
Вид тропы: экологическая.
\n\n
Местонахождение: территория детского\nсада
\n\n
Режим\nпользования: круглогодичный.
\n\n
Назначение\nэкологической тропинки:
\n\n
- прогулки для общения детей с природой\nближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
\n\n
-\nнаблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в\nприроде;
\n\n
- проведение исследовательской, игровой,\nтеатрализованной и других видов деятельности.
\n\n
Цели:
\n\n
-\nформирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и\nсезонных изменениях;
\n\n
-\nформирование первичных экологических представлений;
\n\n
-\nформирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;
\n\n
- формировать умение передавать свои\nвпечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах;
\n\n
Этапы создания и\nоформления тропинки:
\n\n
-обследование\nтерритории и выделение наиболее интересных маршрутов;
\n\n
-составление\nкартосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех объектов;
\n\n
-выбор\nвместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать\nзадания, приглашать в гости;
\n\n
-фотографирование\nвсех объектов и описание всех точек по схеме;
\n\n
-изготовление\nтабличек с рисунками, подписями для всех видов точек;
\n\n
-составление\nрекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
\n\n
Организация работы с\nдетьми:
\n\n
Экологическая\nтропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для\nэкологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.\nВсе точки тропинки сразу посещать не стоит. Одни и те же объекты можно посещать\nмного раз, особенно в разные сезоны года. На тропе проводятся наблюдения, игры,\nзанятия, экскурсии.
\n\n
Описание объектов\nэкологической тропы.
\n\n
Точка «Клен» (американский)
\n\n
Биологические\nособенности.
\n\n
Высота\n15-20 метров, молодые ветки зеленые, старые коричневые, кора буро – коричневая\nс трещинами, листья заостренные, после цветения плоды крылатка, распадающаяся\nна два плодика. Живет в городе не более 30 лет. Клен может предсказывать\nпогоду: от степени влажности воздуха клен может плакать. Воздух становиться\nвлажным при приближении дождя, капельки спадают с листьев- значит скоро будет\nдождь. Если клен раньше березы распустит листья, то лето будет мокрое, если\nпозднее – сухое.
\n\n
Где растет.
\n\n
В\nРоссии растет повсеместно, применяют для достижения озеленительного эффекта в\nсадово –парковом строительстве.
\n\n
Использование\nрастения.
\n\n
Древесина\nпрочная твердая, используется в мебельной промышленности, при изготовлении\nинструментов.
\n\n
На что обратить\nвнимание детей во время исследований.
\n\n
Обратить\nвнимание на толщину и высоту дерева, сравнить ветку березы и клена по толщине,\nхрупкие они или нет, проследить за развертыванием листьев, за появлением\nцветков, понаблюдать за превращением цветков в плоды, уронить крылатку с\nвысоты, как она падает, спросить, зачем семени крылья. Обратить внимание на\nклен зимой, что осталось на дереве зимой.
\n\n
Точка «Береза»
\n\n
Биологические\nособенности.
\n\n
Высота\nдо 20-25 метров. Береза лиственное дерево с тонкими розовато – коричневыми\nветочками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Белизна коры\nпредохраняет ствол и ветки березы от обжигающего действия весеннего солнца.\nЛистья с зубчиками. Пахучие листья появляются одновременно с цветением. На\nодном дереве развиваются и мужские и женские цветки, собранные в соцветие –\nсережку. Семена созревают и разлетаются. У березы множество корней, они мощно\nпоглощают воду, поэтому в березняках всегда сухо.
\n\n
Существует\nмного примет, связанных с березой: из березы течет много сока- к ненастью и др.
\n\n
Где растет.
\n\n
Береза\nрастет везде, она широко распространена по всей России.
\n\n
Использование\nрастения.
\n\n
Почки,\nлистья, кора и древесина березы содержат лекарственные вещества. Березовый\nдеготь врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. С незапамятных времен\nрусские люди парились березовыми вениками в бане: листья березы обладают\nспособностью убивать болезнетворные микробы. Настои и отвары березовых почек\nприменяют при болезнях органов дыхания, при лечении кожных заболеваниях.\nБерезовый сок рекомендуется как общеукрепляющее средство. Нам всюду служат\nвещи, сделанные из древесины, березовые дрова признаны лучшими.
\n\n
Береза и животные.
\n\n
Весной,\nкогда начинается усиленное сокодвижение, дятлы прилетают пить сок, Семенами\nберезы питаются чижи, синицы, тетерева. В зимнее время зайцы кормятся корой\nдеревьев. Пчелы собирают с цветущих берез пыльцу, а с листьев- клей.
\n\n
На что обратить\nвнимание детей во время исследований.
\n\n
Рассмотреть\nберезу, найти ее части, рассмотреть ствол и сказать: «Весь ли ствол белый?\nКакого цвета кора? Какая она? (гладкая) Потрогать в жаркий день кору, она\nпрохладная, белизна предохраняет березу от ожогов солнечных лучей.
\n\n
Послушать,\nкак шелестят листочки, проследить за превращением цветков в семена.\nПонаблюдать, какие птицы прилетают на нашу березку.
\n\n
Рассказать\nдетям о том, что березка является одним из народных символов России, о ней\nслагают стихи и песни, загадки, водят вокруг нее хороводы.
\n\n
Точка «Тополь» (сибирский)
\n\n
Биологические\nособенности.
\n\n
Высота\nдо 25 метров, растет быстро, ствол прямой, с серо- зеленоватой корой, с\nвозрастом с трещинами. Листья гладкие яйцевидные, клейкие, длиной 8-12 см,\nпочки большие, пахучие. Одно дерево тополя заменяет три липы, поглощает\nуглекислый газ больше всех деревьев. Женские особи цветут, после этого\nпоявляется большое количество семян и пуха.
\n\n
Где растет.
\n\n
Тополь\nрастет везде- на камнях, на любой почве, по обочинам дорог, по берегам рек и\nозер, в парках, лесах.
\n\n
Использование\nрастения.
\n\n
Древесина\nочень легкая, мягкая, и широко используется в бумажном, спичечном, фанерном\nпроизводстве. Тополь выделяет фитонциды, ионизирует воздух ароматным эфирным\nмаслом.
\n\n
На\nчто обратить внимание детей во время исследований.
\n\n
Предложить\nдетям погладить ствол, прижаться к нему щекой, обхватить руками. Чем отличается\nот коры березы и клена? Исследовать почки, листья. На каких деревьях появляется\nпух, где тополь хранит семена, рассмотреть через лупу. Сказать, что тополь\nлучший целитель воздуха, самый выносливый санитар. Среди лета метелица- пух\nлетит и стелется- это про тополь.
\n\n
Точка «Рябина»
\n\n
Биологические\nособенности.
\n\n
Высота\nдо 10 метров. Кора светло- серая, гладкая. Крона ажурная, развесистая\n(«кудрявая рябина»). Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале\nопушенные, затем голые. Осенью становятся малиново- красными. Цветы мелкие, с\nсильным горько –миндальным запахом. Плоды ярко – красные с тремя семенами.\nПлоды горькие, созревают в августе- сентябре, висят до зимы.
\n\n
Где\nрастет.
\n\n
Дикая\nрябина растет в лесу, человек сделал ее культурным растением, переносит морозы\nдо 50 градусов. В России растет везде, не любит тень, живет до 200 лет.
\n\n
Использование\nрастения.
\n\n
Плоды\nсобирают в сентябре- октябре, сушат. В медицинских целях применяют для\nукрепления желудка. Настои используют как мочегонное, желудочное,\nкровоостанавливающее средство. Корой рябины лечили заболевания печени. Отваром\nвысушенных плодов можно полоскать волосы.
\n\n
На\nчто обратить внимание детей во время исследований.
\n\n
Гладкая\nи блестящая кора. Сквозь ажурные листья поступает много света. Рассмотреть\nформу листьев. Проследить, как на рябине появляются цветки, как они пахнут, на\nчто похожи, какие насекомые прилетают. Понаблюдать за превращением цветков в\nягоды, какого цвета ягода, какая на вкус. Какие птицы прилетают на рябину?\nСравнить молодые и старые деревья. Живет ли кто- нибудь на коре деревьев? Как\nменяется рябина в течении года (сделать зарисовки)? Народные приметы, связанные\nс рябиной: в лесу много ягоды- осень будет дождливой, если мало – сухой.
\n\n
(использованы\nматериалы открытых источников)
